Амбулаторный центр
Филиал № 1
Филиал № 2
Филиал № 3

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-00

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-01

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-02

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-03

Сергей Собянин выступил на городском профессиональном форуме «Моя поликлиника»

17 декабря 2022
Печать

В течение трех дней врачи, представители профессиональных общественных объединений и органов власти будут обсуждать такие темы, как современное диспансерное наблюдение, цифровая поликлиника, стандартизация в первичном звене, виртуальный прием, психосоматика в амбулаторной практике, оказание социальными службами немедицинских услуг и другие.

В Гостином Дворе начался городской профессиональный форум «Моя поликлиника». Он посвящен развитию амбулаторного звена как основы столичного здравоохранения. Здесь встретятся медики и представители региональных и федеральных ведомств, чтобы обсудить самые важные вопросы охраны здоровья. Форум открыли Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и Министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

«Первичное звено здравоохранения занимает особое место в системе здравоохранения, поскольку именно оно сопровождает человека на протяжении всей жизни и оно первое принимает на себя удар, как мы видели и ощущали это в прошедший трехлетний период, период пандемии. И мироздание продолжает подкидывать нам все новые и новые проблемы, которые мы просто обязаны решать, потому что от решения этих проблем зависит самое главное и самое дорогое, что у нас есть, — человеческая жизнь», — подчеркнула Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Она отметила большую роль медиков в спасении человеческих жизней и поблагодарила столичных врачей за труд.

В течение трех дней врачи, представители профессиональных общественных объединений и органов власти будут обсуждать такие темы, как современное диспансерное наблюдение, цифровая поликлиника, стандартизация в первичном звене, виртуальный прием, психосоматика в амбулаторной практике, оказание социальными службами немедицинских услуг и другие.

«Мы такого форума действительно никогда в Москве не собирали. В рамках него нам нужно оценить, где мы находимся, что делать дальше, но для этого мы должны понимать, какой путь прошли, с какими трудностями сталкиваемся и почему мы концентрируемся на этой теме как приоритетной», — сообщил Сергей Собянин.

На форуме развернута тематическая экспозиция. На входе посетителей встречает инсталляция в виде карты поликлиник Москвы с информацией о прикрепленном населении, персонале, здании лечебного учреждения, а также картой обновления поликлиник до 2023 года.

Интерактивный видеоконтент наглядно показывает основные направления цифровой медицины первичного звена. Также участники форума могут ближе познакомиться с работой симуляционного и телемедицинского центров, проектом «Помощник врача».

Здесь же представлены социальные проекты в сфере сбережения здоровья. В частности, «Уголок здоровья “Мои документы”» и «Московское долголетие», в рамках которого особой популярностью москвичей старшего поколения пользуются физические упражнения и тренировки в формате лечебной физкультуры.

Участники форума отметили, что практический опыт столицы по модернизации системы здравоохранения имеет высокий вес и может быть использован в других регионах страны.

«И я напомню, что, исходя из национальных целей, определенных указом Президента России, к числу главных из них относятся сохранение здоровья и благополучия людей, повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2024-му году, в целом в России должно составить 73,7 года, а к 2030-му достигнуть 78 лет. Но Москва традиционно по этому показателю опережала Российскую Федерацию», — подчеркнула Татьяна Голикова.

По ее словам, средняя продолжительность жизни москвичей оценивается в 77,9 года, то есть в столице практически достигли показателя, запланированного на 2030 год.

Городской форум «Моя поликлиника» продлится до 17 декабря и станет хорошей площадкой для профессиональных дискуссий, обмена опытом и лучшими практиками.

Как развивается амбулаторное звено Москвы

Поликлиники — ключевое звено в системе охраны здоровья москвичей. Более 80 процентов случаев оказания медицинской помощи начинается и завершается в амбулаторном звене.

Как отметила Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, программа модернизации первичного звена в России будет реализовываться до 2025 года, хотя Москва своими темпами и ресурсами опережает эти планы.

Первичную медико-санитарную помощь оказывает 102 учреждения столичного здравоохранения, они занимают почти 400 зданий. В структуру амбулаторий входят в том числе 40 детских поликлиник, 41 взрослая поликлиника, четыре детско-взрослых поликлиники, 17 поликлинических отделений больниц, включая пять в детско-взрослых больницах ТиНАО.

В городских поликлиниках работают более 40 тысяч врачей и медсестер. Они принимают около 100 миллионов горожан в год.

«Структурировав, сделав 80 крупных поликлинических центров детского и взрослого здравоохранения, мы выстроили систему таким образом, что в каждом амбулаторном звене, амбулаторном центре есть весь набор специалистов, весь набор техники, с одной стороны. С другой — оптимизировав административный аппарат, мы выстроили какую-то более-менее внятную модель», — отметил Сергей Собянин.

Развитие амбулаторного звена — приоритет столичного здравоохранения, в этой сфере реализуется ряд крупных городских программ и проектов.

Новый московский стандарт поликлиник

Несколько лет назад в столичных амбулаторных центрах был внедрен московский стандарт поликлиник.

«Вопрос, связанный с новым московским стандартом поликлиник, включает в себя не только капитальный ремонт зданий, но и в первую очередь комплекс вопросов, связанный и с цифровизацией, и со сменой менталитета медицинского персонала», — отметил Павел Гуляев, главный врач диагностического центра № 5, участник форума.

Вместо регистратуры за стеклом появились удобные стойки информации с консультантами. В поликлиниках прием ведут дежурные врачи, а справку или направление можно получить быстро в специальном кабинете. В холлах теперь есть зоны ожидания, кулеры с водой, а в детских учреждениях маленькие пациенты могут поиграть в игрушки, а мамы — уединиться, чтобы покормить ребенка. Так был сделан первый шаг к созданию современной поликлиники.

Опираясь на полученный опыт, в 2019 году Правительство Москвы разработало новый московский стандарт поликлиник, логично продолжающий стандарт первого поколения.

Профессиональную оценку планируемых изменений и свои предложения к будущему стандарту поликлиник дали медицинские работники в ходе специального коммуникационного проекта (онлайн-опроса), который проходил с 28 марта по 10 апреля 2019 года. В проекте приняли участие более четырех тысяч медиков, которые оставили 2700 предложений.

Новый московский стандарт поликлиник получил поддержку горожан. В голосовании проекта «Активный гражданин» приняли участие более 212 тысяч человек, из них свыше 70 процентов одобрили его основные положения, а также программу комплексной реконструкции городских поликлиник, необходимую для реализации стандарта.

Основными элементами нового московского стандарта поликлиник стали следующие параметры:

Появление большего количества врачей самых востребованных специальностей.

В каждом филиале поликлиники будут вести прием врачи восьми наиболее востребованных медицинских специальностей — врач общей практики / терапевт, кардиолог, оториноларинголог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог и эндокринолог.

В каждом головном подразделении пациентов станут дополнительно принимать до пяти врачей узких специальностей — аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, колопроктолог, инфекционист.

В результате уменьшится количество перемещений пациентов между филиалами поликлиник, наиболее востребованные врачи будут принимать максимально близко к месту жительства.

Современное техническое оснащение.

В поликлиниках будут работать маммографы, рентген-аппараты, аппараты УЗИ, а также оборудование функциональной диагностики.

Головные здания будут дополнительно оснащены аппаратами МРТ, КТ, денситометрами (аппарат для исследования костной ткани), УЗИ экспертного класса, тредмил-аппаратами (оборудование для проведения нагрузочных тестов под контролем ЭКГ), приборами для исследования функции внешнего дыхания (спирографами, бодиплетизмографами), эндоскопическим оборудованием.

Таким образом, пациенты смогут проходить наиболее распространенные обследования максимально близко к дому. Кроме того, аналоговое оборудование будет постепенно заменено на более современное, цифровое, что позволит создать единую городскую базу хранения медицинских изображений, улучшить качество диагностики и уменьшить число ошибочно поставленных диагнозов.

Цифровая поликлиника.

Пациенты получили доступ к электронной медицинской карте и могут самостоятельно видеть результаты своих анализов и исследований. Объемы информации, доступные пациентам, будут постепенно расширяться.

Удобное расположение кабинетов врачей и зонирование помещений.

Ключевой принцип — наиболее востребованные кабинеты размещаются на нижних этажах, менее посещаемые и административные кабинеты — на верхних этажах.

Кабинеты узких специалистов там, где возможно, будут работать на одном этаже с функциональной диагностикой. Например, сделать УЗИ сердца или кардиограмму можно будет рядом с кабинетом кардиолога, эндоскопию — рядом с кабинетом гастроэнтеролога и тому подобное.

Распределение врачей по кабинетам будет организовано таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения очередей и сделать ожидание приема более комфортным.

Там, где возможно, будут организованы буфеты для пациентов и персонала.

Комфорт для врачей и медсестер.

В поликлиниках будут оборудованы уютные комнаты отдыха, в которых медики могут пообщаться друг с другом, перекусить или выпить чашку кофе.

Кабинеты врачей оснастят эргономичной мебелью для комфортной работы — креслами, шкафами, столами и стульями.

Работникам поликлиник станут выдавать удобную и стильную рабочую одежду и обувь.

Искренний сервис.

В регистратуре, функционирующей по принципам ресепшена, пациентов встречают сотрудники центров госуслуг «Мои документы», в обязанности которых входит ответить на возникающие вопросы, помочь сориентироваться и вовремя попасть на прием к нужному врачу. В общей сложности в поликлиниках трудятся 1,5 тысячи сотрудников центров госуслуг.

Как внедряют новый стандарт в учреждениях столицы

Для внедрения нового стандарта Правительство Москвы проводит реконструкцию 201 здания поликлиник, что составляет практически половину поликлинического фонда Москвы. В 2020–2022 годах привели в порядок 69 зданий поликлиник общей площадью около 240 тысяч квадратных метров. Сегодня строительно-монтажные работы ведут в 132 зданиях.

Также строят новые здания поликлиник в районах, где их объективно не хватает. Начиная с 2011 года в Москве построено 62 поликлиники, пополнившие первичное звено столичного здравоохранения. В планах на 2023–2025 годы — возведение еще 29 поликлиник, в том числе за внебюджетный счет.

Для амбулаторий город закупает новое оборудование. В обновленные поликлиники в соответствии со стандартом закуплено свыше 55 тысяч единиц современного оборудования, в том числе 1,9 тысячи единиц высокотехнологичного оборудования по контрактам жизненного цикла.

На замену и дооснащение будет закуплено, в частности, 24 аппарата МРТ, 25 аппаратов КТ, 84 маммографа, 66 аппаратов типа «U-дуга» (флюорографов), 38 рентгеновских денситометра, 109 рентгенодиагностических аппарата, 1096 аппаратов УЗИ, 106 эндоскопических стоек и три шкафа для сушки и хранения эндоскопов. Также в поликлиники будет поставлено две тысячи носимых устройств.

В Москве реализуется программа обучения персонала. В Кадровом центре столичного Департамента здравоохранения прошли экспресс-обучение, коммуникативные тренинги и обучение по аппликационным тренингам на новом оборудовании более 7,8 тысячи сотрудников обновленных поликлиник.

Также в центре с 2021 года ведется обучение врачей общей практики, которые должны обладать широким набором компетенций в области диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний. Программа завершится в феврале 2023 года — в результате около трех тысяч медиков повысят свой профессиональной уровень.

И наконец, город обеспечивает всех медработников поликлиник современной, удобной и качественной одеждой и обувью, дизайн которой разработан с учетом пожеланий самих медиков.

Врачи и медсестры получают форменную одежду в специально созданном экипировочном центре. В соответствии с новым московским стандартом поликлиник элементы одежды сотрудников выполнены в едином стиле с дизайном обновленных зданий. У сотрудников поликлиник для взрослых на форме есть вставки голубого цвета, у детских врачей и медсестер — салатового. Столичным медикам уже выдали около 73 тысяч комплектов.

Цифровые технологии в здравоохранении

Москва уже более 10 лет занимается цифровизацией системы оказания медицинской помощи. В основе этого лежит единая цифровая платформа здравоохранения, благодаря которой все данные о состоянии здоровья горожан аккумулируются в едином цифровом контуре и доступны в режиме онлайн как врачам, так и самим пациентам. Цифровая трансформация означает экономию времени пациентов и медицинских работников. По скорости и качеству внедрения электронных сервисов поликлиники находятся в авангарде цифровой трансформации Москвы.

В электронной медицинской карте (ЭМК) на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС. ИНФО» отражаются результаты приема. Доступ к данным имеет как пациент, так и врач в круглосуточном режиме. Всего оформлено более 17 миллионов электронных медкарт. В них содержится свыше 2,2 миллиарда документов. ЭМК — один из важнейших инструментов диагностики ситуации в здравоохранении, это инструмент прогнозирования изменений состояния здоровья как отдельного человека, так и целых диспансерных групп. Внедрение ЭМК позволило перевести в электронный формат множество других медицинских документов — электронный рецепт, электронный больничный и другие. Это огромная экономия ресурсов поликлиник и времени врачей и пациентов.

На базе всех городских поликлиник открыты телемедицинские центры, где врачи ведут онлайн-прием пациентов с ОРВИ и COVID-19. Проведено более одного миллиона телемедицинских консультаций, почти 500 тысяч больничных закрыто без прихода пациента в поликлинику.

Электронные больничные теперь доступны в электронной медицинской карте и могут быть отправлены работодателю. Это позволяет в три-четыре раза быстрее оформить больничный по сравнению с традиционным бумажным вариантом без лишних посещений поликлиники.

В городе действует система поддержки принятия врачебных решений — на основе жалоб пациента она подбирает наиболее вероятные диагнозы, а врач уже решает, соглашаться ли с ними. Также система предлагает врачу готовые пакетные назначения, которые включают в себя комплекс необходимых лабораторных и инструментальных исследований. Благодаря этому врач тратит примерно в 10 раз меньше времени на назначения. С использованием нейросетевых технологий специалисты поставили 7,5 миллиона диагнозов.

Формируется так называемая безбумажная поликлиника — все детские поликлиники города полностью отказались от бумажных медкарт. Это освободило и врачей, и родителей маленьких пациентов от лишней бумажной волокиты. Бумажные медкарты уже начали перевозить на хранение в роботизированный кластер Главархива. На месте бывших картохранилищ в поликлиниках оборудуют комфортные помещения для врачей — комнаты профессионального роста и комнаты отдыха. Медики смогут собираться на тренинги и мастер-классы, обсуждать научные проекты, рабочие задачи.

В диагностике заболеваний сердца применяют цифровые технологии, в том числе ЭКГ с искусственным интеллектом. Все взрослые поликлиники в Москве оснащены цифровыми электрокардиографами с искусственным интеллектом. Благодаря таким инновациям медработники могут быстро получать как записанную цифровую электрокардиограмму, так и результат ее автоматической расшифровки.

Также лабораторные исследования пациентов обрабатываются централизованно. Благодаря цифровизации все этапы диагностики автоматизированы: врач поликлиники формирует пациенту онлайн-направление на исследование и заявка оперативно поступает в информационную систему централизованной лаборатории, интегрированной с единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС).

Сделанные на цифровом оборудовании поликлиник лучевые снимки загружаются в единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) — городское облачное хранилище медицинских изображений.

Параллельно созданы центры по анализу сделанных снимков, в частности Московский референс-центр лучевой диагностики, где рентгенологи могут удаленно описывать медицинские изображения, загруженные в ЕРИС.

Сервисы компьютерного зрения помогают врачам в анализе изображений. Алгоритмы отмечают области возможных патологий цветовыми подсказками и ранжируют медицинские снимки по степени вероятности патологии. Окончательный диагноз ставит врач, но применение новых технологий значительно ускоряет его постановку и повышает точность. Сегодня половину всех лучевых исследований пациентов поликлиник анализируют сервисы искусственного интеллекта, которые обработали более восьми миллионов изображений.

Медики могут использовать голосовой ввод для описания снимков, что дополнительно экономит более 20 процентов времени по сравнению с заполнением результатов вручную.

Во всех городских поликлиниках выписывают электронные рецепты с QR-кодом с февраля 2021 года. Москвичи могут получить лекарства по рецепту, предъявив QR-код на экране мобильного. Эта опция доступна во всех аптеках Департамента здравоохранения — в 282 аптеках льготного отпуска лекарственных препаратов и в 2374 коммерческих точках. Московские врачи выписали свыше 32 миллионов электронных рецептов с QR-кодом, более 75 процентов из них — льготные.

В январе 2022 года начался пилотный проект, в рамках которого льготные лекарства горожане могут получить не только в аптечных пунктах Департамента здравоохранения, но и в коммерческих аптеках по электронным рецептам. К проекту уже присоединились 16 юридических лиц и 364 аптеки из 19 аптечных брендов.

Для сбора жалоб пациента на самочувствие перед приемом врача работает чат-бот на основе искусственного интеллекта. Сервис позволяет сократить время, затрачиваемое медиками на сбор жалоб и анамнеза. Чат-бот интегрирован с ЕМИАС и доступен жителям Москвы при записи к терапевту, оториноларингологу, гинекологу, офтальмологу, хирургу, а также родителям детей до 18 лет перед приемом у педиатра. Москвичи воспользовались чат-ботом более 1,5 миллиона раз. Кроме того, цифровой помощник помогает горожанам вносить в ЭМК сведения о личном анамнезе — этой возможностью воспользовались более 270 тысяч человек.

Цифровое диспансерное наблюдение

В этом году в московских поликлиниках начал реализовываться проект по проактивному динамическому диспансерному наблюдению жителей с хроническими заболеваниями.

Это пациенты с такими диагнозами, как сахарный диабет второго типа, гиперхолестеринемия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, фибрилляция и трепетание предсердий, хроническая сердечная недостаточность, острое нарушение мозгового кровообращения, хроническая обструктивная болезнь легких, язвенная болезнь. Эффективное лечение этих заболеваний повышает продолжительность и качество жизни пациентов.

В качестве помощников врачей специалисты поликлиник со средним медицинским образованием находятся на связи с пациентами в режиме онлайн, осуществляя проактивное взаимодействие с пациентами, собирая предварительный анамнез перед визитом к врачу и напоминая о приеме. Благодаря им удается организовать полноценное, последовательное и беспрерывное диспансерное наблюдение. При этом лечащий врач тоже может связаться с пациентом и при необходимости скорректировать лечение.

В следующем году проект охватит еще более одного миллиона москвичей с хроническими заболеваниями.

Эндоскопические центры

В Москве открыто три эндоскопических центра на базе городской клинической больницы (ГКБ) имени С.П. Боткина, ГКБ имени В.М. Буянова и Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка». Несмотря на то что они расположены в стационарах, прием пациентов там осуществляется только по направлениям поликлиник, которые формируют заказ и расписание работы эндоскопических центров. Это еще один механизм расширения диагностических возможностей поликлиник.

Эндоскопические центры оснащены высококачественным оборудованием экспертного класса. В них проводят исследования по раннему выявлению онкологии.

С августа 2021 года исследования прошли более 40 тысяч пациентов. Выявлено 1016 злокачественных новообразований.

Сервисная среда

Новый московский стандарт поликлиник — еще один пилотный проект, в центре которого пациент и его интересы.

Основные принципы создаваемой в амбулаторном звене сервисной среды:

— взаимное уважение между пациентом и врачом;

— доброжелательная и позитивная обстановка;

— повышение качества оказания медпомощи;

— лечение в комфортных условиях.

Большое внимание уделяется обратной связи пациентов, в том числе посредством опросов пациентов по электронной почте, с помощью тач-панелей и QR-кодов на стенах в поликлиниках, книг отзывов. Результаты опросов станут важной частью работы по составлению рейтингов поликлиник Москвы.

В настоящее время в пилотном проекте участвует 38 взрослых поликлиник и 44 детские.

Поликлиники в период пандемии

Городские поликлиники сыграли ключевую роль в победе над COVID-19, их специалисты вылечили более 80 процентов заболевших.

Созданные на их базе КТ-центры взяли на себя функцию приемных отделений больниц, осуществляя первичную сортировку пациентов по тяжести заболевания. В круглосуточном режиме было выполнено в общей сложности более одного миллиона КТ-исследований.

Благодаря телемедицине свыше 600 тысяч пациентов оставались на связи с врачом.

В январе — феврале этого года в условиях роста заболеваемости штаммом омикрон поликлиники оперативно перестроили маршрутизацию пациентов с симптомами ОРВИ: оборудовали отдельные входы, изолированные помещения. Всем посетителям еще до приема врача стали проводить экспресс-тестирование, что позволило развести потоки больных с COVID-19 и симптомами ОРВИ.

Эти и другие меры помогли справиться с возросшим числом пациентов, предотвратить скопление большого количества людей и сделать посещение врачей более удобным.

Источник: mos.ru
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Поделиться:

Полезные ссылки

Icon