Амбулаторный центр
Филиал № 1
Филиал № 2
Филиал № 3

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-00

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-01

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-02

Неотложная помощь

103

ЕМСС

122

ЕМСС для МО

+7 (495) 122-02-21

Платные услуги

+7 (977) 799-39-03

Ушастые ассистенты. Как робокошки помогают в московских больницах

16 марта 2024
Печать

Робокошки — это устройства с очаровательными мордочками на экране и заостренными ушами. Они умеют мурлыкать, любят, когда их чешут за ухом, а еще помогают врачам и пациентам.

Инновации у столичных врачей всегда под рукой. В медицинских учреждениях используют десятки тысяч аппаратов, в том числе КТ, МРТ, ангиографы, гамма-нож, роботы DaVinci. Нейросети анализируют рентгеновские снимки. А есть и технологии, которые помогают ободрить пациентов и облегчают работу персонала.

В ноябре прошлого года в московских стационарах появились необычные сотрудники — робокошки. За три месяца они успели проехать тысячу километров и выполнить почти 30 тысяч заданий. Корреспондент mos.ru пообщался с врачами и узнал, что делают ушастые ассистенты и как они влияют на самочувствие пациентов.

«Дрессировка», или Как робокошек готовят к работе в больницах

Робокошки уже работают в трех стационарах Москвы: в городской клинической больнице (ГКБ) № 67 имени Л.А. Ворохобова, Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и ГКБ № 15 имени О.М. Филатова. Устройства с милыми мордочками на экране и заостренными ушами катаются по коридорам, поднимая настроение пациентам.

«Перед нами стоит задача внедрять в сферу столичного здравоохранения не только связанные с лечением заболеваний инновации и лучшие практики, но и облегчающие работу врачей. Мы изучаем, в каких технологиях нуждаются больницы, и предлагаем решения. Одна из важных задач — освобождение медицинского персонала от непрофильных функций. Сотрудники отвлекались на доставку питания новорожденным и лекарств, сопровождение посетителей. Переложив эти обязанности на роботов-курьеров, они смогли уделять больше времени заботе о пациентах», — отметил начальник управления развития сервисов департамента специальных проектов в Департаменте информационных технологий города Москвы Дмитрий Сытник.

Дмитрий Сытник, начальник управления развития сервисов департамента специальных проектов в Департаменте информационных технологий города Москвы

Робокошки — создания самостоятельные. Ими не нужно управлять: они ориентируются в больнице с помощью камер. Две нижних и одна верхняя сканируют пространство 90 раз в секунду. Нужно только поставить задачу: выбрать на дисплее пункт назначения, режим движения (плавный или быстрый) и нажать на кнопку «Поехали!». Робокошка сама доберется в нужное место. У устройства есть четыре полки, которые выдерживают груз массой до 10 килограммов каждая. Умные индукционные лотки позволяют роботу понять, поставлена сумка или убрана. Без подзарядки робокошки могут работать около суток.

Препятствия на пути распознают 3D-сенсоры. Обнаружив впереди человека или какую-либо преграду, ассистент объедет ее. Он никого не заденет: даже если обступить робокошку, она остановится, замигает желтым светом и попросит пропустить. На всякий случай на ее голове есть кнопка «Стоп». Выполнив задание, ассистент автоматически возвращается на свое место (как правило, у стойки регистрации). Перед началом работы в учреждении каждую робокошку «дрессируют»: обучают ориентироваться на территории и выполнять задачи в конкретной клинике.

«Мы выезжаем в больницу и продумываем сценарии для робота. Например, ему надо будет сопровождать пациентов в зону осмотра, помогать с доставкой вещей или же развозить продукты с молочной кухни. Мы настраиваем эти опции и “обкатываем” устройство в отделении, после чего передаем врачам», — пояснил Дмитрий Сытник.

Курьер в реанимации и гид по больнице

В отделении реанимации новорожденных на шестом этаже ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова тоже служит робокошка. Посторонних в этой зоне нет, поэтому обязанности у ассистента шире: она развозит медицинские изделия, питание для детей, парентеральные препараты из процедурного кабинета в палаты. Это ощутимая помощь в отделении, где каждая минута на счету. Только молочные продукты необходимо развозить восемь раз в сутки. Теперь персоналу достаточно загрузить их на полки ушастой помощницы и задать направление.

Во флагманском центре ГКБ № 15 имени О.М. Филатова поселились две робокошки. Одна — на первом этаже в зоне триажа, где происходит распределение пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, другая — на втором в зоне комфортного пребывания. Такие автоматизированные ассистенты органично вписываются в современный, оборудованный по новейшим стандартам центр, считает заведующий отделением неотложной помощи флагмана Денис Романов.

«На первом этаже — в желтой зоне — робокошка привозит вещи пациентов в смотровую, провожает их к кабинетам, в которых проводят рентген-исследования, КТ, МРТ. Родственников сопровождает в комнату отдыха. На втором этаже — в зеленой зоне (там находятся люди, которым после обследования и постановки диагноза, скорее всего, предложат амбулаторное лечение) — устройство тоже помогает сориентироваться и доставляет расходные материалы, такие как коробки перчаток, бумажные салфетки для рук. Мы им обеим дали имя Эмми», — рассказал врач.

Психолог, который мурлычет

По словам врачей, самый значимый вклад робокошки вносят в улучшение психологического состояния пациентов. Ассистенты поздравляют их в праздники, включают музыку. По пути в кабинет диагностики или смотровую спутницы не молчат, а дают общие рекомендации по здоровому образу жизни, например о физических нагрузках и питании. Еще советуют чаще улыбаться, ведь улыбка улучшает самочувствие и продлевает жизнь.

«Эти слова кажутся банальными, но мы видим, как поднимается настроение у пациентов. Только что человек был тревожен — и вдруг повеселел. Наши врачи и медсестры стараются уделить внимание каждому, успокоить, приободрить. Но у них нет возможности всегда находиться рядом. А робокошка приятным женским голосом говорит: “Не переживайте, все наладится, нужно время, чтобы вас обследовать”. И пациенту становится легче», — подчеркнул Денис Романов.

Положительный отклик на робокошку замечают и во флагманском центре Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Ассистент работает на первом этаже в зоне триажа, помогает отвозить вещи пациентов в смотровую и зону ожидания.

«Но главное, что робокошка отвлекает пациентов от грустных мыслей и боли, дарит позитивные эмоции. Как ее пушистые “сестры”, она любит ласку. Например, просит почесать за ушком, погладить по голове. При этом робокошка зажмуривает глаза от удовольствия, мурлычет. Пациенты улыбаются, фотографируют ее», — поделилась старшая медсестра Ирина Казачухина.

Будущее «повышение»

Дмитрий Сытник убежден, что у робокошек большой потенциал. Сейчас изучается возможность расширения функционала полюбившихся ассистентов. В качестве новых рассматриваются такие навыки, как перемещение между этажами для доставки лекарств, капельниц, физрастворов в разные отделения, распознавание голосовых команд, а также возможность открытия полок по биометрии.

В будущем робокошки могут поступить и в другие стационары города.

Источник: mos.ru
Фото М. Денисова. Mos.ru

Поделиться:

Полезные ссылки

Icon